День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры

21.05.2012 0 Автор biadmin

Дорогие друзья!

Мы приглашаем вас на выставки, представленные на абонементе и в читальном зале №1, посвященные одному из знаменательных праздников русской культуры. Этот празник необычен и является единственным в наше время церковно-государственным праздником, днем, который одинаково почитаем и служителями православной церкви, и нашим светским государством. Этот праздник — День славянской письменности и культуры.

В самом деле, трудно назвать более значимое событие, чем появление на свет в далеком 863 году славянской азбуки — плода трудов святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Появление этой азбуки на свет было непростым. Но, не смотря на противодействия, она быстро распространилась среди славянских народов и дала им возможность развивать свою самобытную культуру. С 1863 года, в  тысячелетнюю годовщину этого события, в Российской Империи 24 мая стал отмечаться праздник: День славянской письменности и культуры.

В советский период, этот праздник, отнесенный к церковным, не отмечался, но в 1986 году его снова стали отмечать. Сначала его отмечали лишь в некоторых городах, но это не осталось незамеченным и в 1991 году Постановлением Верховного Совета РСФСР этот день был объявлен государственным праздником, а в 1992 году в Москве, на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым братьям Кириллу и Мефодию.24m_3

История возникновения славянской азбуки весьма интересна. Когда-то, в конце первого тысячелетия от Рождества Христова, греческие и римские священники столкнулись с тем, что язык славян очень сильно отличается от греческого и западноевропейских языков тем, что в нем присутствуют звуки, присущие языку только славянских народов. Это обстоятельство очень затрудняло распространение христианства среди славян, но и сами славяне испытывали трудности в культурном развитии, так как не имели возможности передавать знания с помощью письменных средств.

24m_4

Моравский князь Ростислав обратился к византийскому царю Михаилу с просьбой помочь его народу получить христианские книги, переведенные на язык славян. Для этого необходимо было создать новую азбуку. Этим занялись два брата, родом из города Солуни, с самого детства владеющие как греческим, так и славянским языками. Один из них, Константин, принявший в последствии монашеское имя Кирилл, имевший великолепное образование, упорным трудом создал такую азбуку. Эта азбука называлась глаголицей, но в результате последующих событий, в результате просветительской деятельности Мефодия, центр славянского просвещения переместился в Болгарию и славянский алфавит претерпел изменения. В нем по прежнему учитывался звуковой состав славянской речи, но изменился внешний вид символов. Эта азбука была названа в честь святого Кирилла — кириллицей.

В настоящее время кириллическая азбука составляет основу письменности шестидесяти народов. И мы не можем не выразить слова благодарности двум братьям, которые, живя за много веков до нашего времени, создали уникальное творение, которым пользовались наши прадеды, деды, отцы, которым пользуемся мы и которым будут пользоваться наши дети и внуки.

Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда;
И мы с нее сойдем и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!»
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам.
Ф. И. Тютчев
1869 год.